Айхал – город Алмазный
Еженедельник «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА» № 26, июнь 1966 года
Из блокнота корреспондента…

За окном – снежная вьюга. Снежинки нельзя рассмотреть – их стремительно проносит ветер. Юноша подвил голову над подушкой и, скосив глаза, посмотрел на градусник. Ниже пятидесяти!

Он включил радиоприемник. Бодрые звуки зарядки выбросили его из-под одеяла. Несколько стремительных упражнений, теплый душ—в он уже запирает дверь своей квартиры.

Город проснулся. Группа малышей шагает в детский сад. Ребята повзрослее, размахивая портфелями, бегут в школу. Все одеты легко, по-домашнему.

Юноша спустился на первый этаж. Широкий крытый коридор. Улицу уже осветили витрины магазинов. Он зашел в кафе. Завтрак занял десять минут. Что ж? Пора на работу.

Он оделся и вышел из города. Рокочут моторы автобусов. В черном глубоком небе сияют, подобные алмазам, звезды. Полярное сияние развесила свои яркие полотнища прямо над головой. А впереди, над черной равниной полыхает искусственное электрическое море. Это огни горно-обогатительного комбината... Там добывают алмазы...

Что-то кажется нам в этом описании, несмотря на весь его прозаизм, неточным, фантастичным. Там, где добывают алмазы, нет пока горячего водоснабжения, канализации, крытых улиц с магазинами и кафе... Вы правы, сейчас таких крытых городов нет. Но они будут. О них и хочу рассказать.

Природа щедро наделила ископаемыми сокровищами советскую землю. Наша страна – единственная в мире, располагающая всеми видами подземных богатств. До недавнего времени мы считали, что обделены алмазами. Оказалось, что и сверхтвердый камень имеется у нас практически в неограниченных количествах. Только запрятала этот заветный свой клад природа в самое труднодоступное для человека место.

Север Якутии… Зима здесь держится восемь месяцев. Морозы достигают 65, а годовой перепад абсолютных температур превышает сто градусов! Промороженные на глубину сотен метров недра. Оттаивающие летом едва на десятки сантиметров болота.

Вот здесь-то миллионы лет назад неистовые подземные взрывы разорвали слои материковых пород, словно буравом, просверлили их снизу и заполнили образовавшуюся полость легендарной голубой глиной – кимберлитом. В этой породе и содержатся невзрачные на первый взгляд кристаллы самого твердого на Земле минерала.

Поистине героический подвиг совершили наши геологи, обнаружившие этот клад природы. Но не менее героичен труд людей, добывающих эти сокровища.
Города, встающие над жерлами кимберлитовых трубок, связаны с остальным миром тонкой ниткой «зимника» – автомобильной дорогой, обычно повторяющей все изгибы промерзших рек‚ – да еще надежной, но дорогой воздушной дорогой. Большую часть оборудования, продуктов, обиходных вешей приходится привозить самолетами и вертолетами. Это первая трудность.

Вторая – мороз. Становится хрупкой, как пережженный сухарь, лучшая сталь. Загустевают самые холодоустойчивые смазки. Трудно добыть воду и, конечно же, тяжело работать на таком морозе людям. Но люди работают, добывают алмазы. Строят модную гидроэлектростанцию на Вилюе.

Вспомните северные рассказы Джека Лондона. Что двигало его героями? Жажда обогащения. Ради неё жили они в похожих на норы землянках, проходили «белым безмолвием», пробирались руслами безымянных ручьев. Жалким, нищенским был душевный мир этих людей.

Было и у нас время, когда на освоение Севера приезжали главным образом в погоне за "длинным рублем". И жил такой человек в своей землянке, копил деньги и мечтал, когда вырвется отсюда, ничего больше не желая и ни к чему не стремясь.

Сейчас иное. Чем дальше, тем выше среди "северян", и, в частности, среди алмазников, образовательный уровень. Всё чаще остаются они на Севере на всю жизнь. И все реже движет этими людьми только желание заработать.

Для них Север становится родным домом. И надо сделать, чтобы был он максимально благоустроенным.

Нина Михайловна Бант приехала в Мирный не в поисках приключений. Её привело сюда желание встречи с новой, необычной, а значит, интересной, работой.

Коллективу молодых ‚ архитекторов и инженеров‚ который она возглавила, было поручено спроектировать у алмазной трубки Айхал город на пять тысяч жителей.

Существовавшие типовые проекты для условий Айхала не подходили. Надо был нечто принципиально иное. Настолько же иное, насколько несхожи здешние природные условия с природой средней полосы нашей Родины.

Этого нового не было ни у нас, ни за рубежом.

и содержатся невзрачные на первый взгляд кристаллы самого твердого на Земле минерала. Поистине героический подвиг совершили наши геологи, обнаружившие этот клад природы. Но не менее героичен труд людей, добывающих эти сокровища.

Впрочем, кое-какие предварительные идеи всё-таки были. Один из архитекторов, якут Г.Гермогенов, защищал диплом в Московском архитектурном институте по близкой тематике. Другой архитектор группы, Э. Путинцев, защитил по вопросу полярного градостроительства кандидатскую диссертацию. Но всё это были теоретические разработки. А решить надо было чисто практическую задачу.

В течение нескольких недель архитекторы работали поодиночке, не обмениваясь идеями.

Попом сравнили предложенные проекты. В принципиальных вопросах сотрудники группы пришли к общим выводам. Это означало, что найден самый правильный путь. Ещё через пять-шесть месяцев новый город во всей его великолепной красоте лег на листы ватмана.

...Я листаю эти чертежи. Город действительно прекрасен! Он прекрасен продуманной целесообразностью деталей, инженерным расчетом, благородством мыслей и целей. Архитекторы и инженеры поставили задачу создать город, в котором было бы удобно и интересно жить, который обеспечивал бы уровень комфорта, максимально возможный там, за Полярным Кругом, под пламенем полярного сияния.

Вот его макет. Белые коробки жилых зданий, поставленные параллельно друг другу, соединенные широкими крытыми улицами. Комплекс общественного центра, здание школы, детсада, яслей... В этом городе под одной крышей собрано все, что необходимо его жителям.

Квартиры. Одно-, двух- и трехкомнатные. Девять квадратных метров на человека. С ванной и теплым туалетом. С горячей и холодной водой. С водяным отоплением. Это кажется почти фантастичным там, в лесотундре, где ни одно здание доныне не имеет даже простой канализации.

Из каждой квартиры можно попасть в соединяющие все здания крытые улицы-галереи.

Нет, это не мрачные переходы-тоннели. Они почти сплошь из стекла. По этим улицам ездят электрокары. На улицах магазины – продовольственные, промтоварные, кафе, столовые, парикмахерские, приемные пункты прачечной, аптека, бытовые мастерские...

Под улицами – тоннель-коллектор бытовых коммуникаций. Насколько же легче их обслуживать с теплой улицы этого города, чем если бы шли они, как обычно, по открытой местности!

Улицы приводят к так называемому общественному центру. Он двухэтажный, да ещё есть у него цокольный этаж, в котором размещаются склады. На остальных двух этажах – кинотеатр, спортзал, зимний сад, библиотека, ресторан, зал бракосочетания.

К общественному центру примыкает школа. Ученики пользуются общим спортзалом города, его библиотекой. С другой стороны улица ведёт в здание административных районных учреждений...

И что бы ни творила свирепая северная природа, на улицах города, в его общественных учреждениях, магазинах, квартирах одинаково тепло и уютно. Раздетыми бегают и играют дети, в легких комбинезонах стоят на грузовых электрокарах рабочие, в халатах трудятся парикмахеры и продавцы...

Мечта? Да. Но какая красивая!

– И не только красивая, но и осуществимая, – говорит Нина Михайловна. Мало того, она уже должна бы осуществляться!..

Группа молодых архитекторов и инженеров – Г. Гермогенов, В. Захаров, Л. Кинская, З. Павловская. Э. Путинцев, Э. Химин, А. Федоров, Е. Чигарева, В. Экимян – под руководством Н. Бант закончила разработку проекта в конце 1962. А затем начался период "согласовываний".

Ровно год заняло "согласовывание" в Северо-Восточном совнархозе и Совете Министров Якутской АССР. В 1964 году проект одобрил Госкомитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР. В 1964 году Госстрой СССР рекомендовал проект Высшему совету народного хозяйства СССР. И 11 сентября 1964 года он был утвержден этой высокой инстанцией.

Проектировщики немедленно засели за рабочие чертежи. И вовремя выдали их на-гора. Но...

Но строительство еще не началось. И на Айхале стремительно разрастается деревянный город.

Почему же не строится запроектированный? Может быть, эта хрустальная мечта слишком дорога, чтобы можно было уже сегодня приняться за ее осуществление?

Ничего подобного! Проектировщики разворачивают передо мной таблицы цифр. Они убедительно свидетельствуют в пользу осуществления мечты.

В условиях Айхала один квадратный метр жилой площади в блочном бетонном доме обходится в 516 рублей. В деревянном доме — 412 рублей. А в спроектированном доме-городе—297 рублей!

Как же удалось проектировщикам добиться столь великолепных показателей? Главным образом благодаря применению местных "строительных материалов. Проектировщики совместно с работниками ВНИИСтроя М.Шварцзайтом и Ю. Асиловым убедительно доказали, что из местного сырья Айхала можно получить великолепный тяжелый силикатный бетон (марки 300 и выше), достаточно прочный, чтобы сооружать из него несущие конструкции, и ячеистый бетон, достаточно лёгкий для того, чтобы делать из него ограждающие конструкции.

И вот каков экономический итог этого открытия.

Для конкурирующего варианта строительства — цементобетонного, так же как для силикатно-бетонного варианта, нужно построить в Айхале производственную базу. Впрочем, это может быть, слишком громко сказано: базу! Речь идет об одном цехе с двумя технологическими линиями, выпускающими строительные изделия из силикатобетона. Это отнюдь не промышленный гигант даже для условий Крайнего Севера. Стоимость его – несколько процентов намеченных капитальных вложений. Так вот и сооружение "производственной базы" и ее обслуживание требуют примерно одинаковых затрат для обоих вариантов строительства. Но…

Но цементобетонный вариант требует привозного цемента. И один кубометр цементобетонного изделия обходится на 80-100 рублей дороже, чем из силикатобетона. Каждый квадратный метр жилой площади, благодаря только этому обходится на пятнадцать процентов дешевле, чем из цементобетона!

erun:yes'> магазинах, квартирах одинаково тепло и уютно. Раздетыми бегают и играют дети, в легких комбинезонах стоят на грузовых электрокарах рабочие, в халатах трудятся парикмахеры и продавцы... Мечта? Да. Но какая красивая!

– И не только красивая, но и осуществимая, – говорит Нина Михайловна. Мало того, она уже должна бы осуществляться!..

Но, может быть, нет оборудования, которое необходимо для того, чтобы уже сейчас построить эту «производственную базу» и приступить к строительству городе?

И оборудование есть! Самое громоздкое – автоклавы, мостовой кран и т. п. уже привезены на Айхал и ржавеют там.

Так в чем же дело?

Нелегко так просто ответить на этот вопрос. Но ответить надо.

Крупнейшая строительная организация, действующая в районе Айхала, – Вилюйгэсстрой. Ему поручено сооружение этого города. Но для начальника стройки Е. Батенчука город – досадный довесок к главной задаче – строительству гидроэлектростанции. Ей уделяет основное внимание и Министерство энергетики и электрификации СССР. Трудно себе представить, но, по всей вероятности, это так (иным ничем объяснить нельзя). Тов. Батенчук, который, видимо, неплохо делает свое большое и важное дело и к которому мы полны за это высочайшего уважения, не понимает, что создание города, о котором идет речь, – не только столько-то квадратных метров благоустроенного жилья, хотя и это уже немало. Люди, дающие стране алмазы‚ заслуживают, чтобы об их нуждах лучше заботились. Но, помимо всего, город-мечта – это еще и открытие принципиально нового пути освоения Советского Севера. Айхал будет только первой ласточкой будущих социалистических городов Севера – городов, которых ни на какой другой не захотят сменить их обитатели.

Смотрю на макет городе и пытаюсь представить его себе таким, каким он будет, когда придирчивая приемная комиссия примет его в эксплуатацию Он будет, наверное, виден издалека. Днём он будет сверкать на солнце своими белыми гранями, по ночам – лентами электрических огней. Он представляется мне горстью гигантских рукотворных алмазов, брошенных на пёстрый летом и белый зимой ковёр северной природы.

Да, я уверен: он будет, этот город Алмазный!

М. Васильев.

Еженедельник «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА» № 26, июнь 1966 года
Из архива Эдуарда Путинцева.


<< Вернуться в раздел
Made on
Tilda